Из опыта работы

Отдел образования Хойникского районного исполнительного комитета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

факультативного занятия «Готовы Родине служить!»

 

Инвариативный модуль

«Национальная безопасность государства. Защита Отечества –

долг и обязанность гражданина»

 

Топографическая подготовка. Туризм и ориентирование                                                    

 

 

 

 

 

                  Из опыта работы

                                                               Груданова Вячеслава Прокопьевича,

                                                        руководителя  военно-патриотического

         воспитания

                                                               государственного учреждения образования

                                                               «Гимназия г.Хойники»

                                                                Адрес: 247618, г.Хойники,

                                                                ул.Лермонтова,16

                                                                тел.8(02346)41024

                                                                e-mail: grudanov59@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        г.  Хойники 2025

Инвариативный модуль «Национальная безопасность государства. Защита Отечества – долг и обязанность гражданина»

Класс: 10

Тема занятия: Топографическая подготовка. Туризм и ориентирование

Цель занятия: формирование гражданственности и патриотизма учащихся, мировоззренческой, информационной и поведенческой культуры; формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности, связанной с системой обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь; расширение, углубление и систематизация знаний по основам профессий, связанных с национальной безопасностью страны.

Задачи:

Образовательные:

- формировать топографические умения учащихся,

- совершенствовать умения туристской подготовки и ориентирования;

Развивающие:

- развивать навыки работы с картой, компасом и другими ориентирами.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся личную ответственность за обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь; смелости и решительности, чувство коллективизма

Форма проведения: практическое занятие

Продолжительность занятия: 45 минут

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

 

№ п/п

Этап занятия

Время

Задачи этапа

1.

Организационный момент

2 мин.

Психологический настрой.

2.

Постановка цели и задачи

2 мин.

Мотивация учебной деятельности

3.

Актуализация знаний. Повторение пройденного материала

3 мин.

Воспроизведение

и фиксация знаний, умений

и навыков, достаточных для построения нового способа

действий

4.

Основная часть

10мин.

Обучение учащихся способам определения сторон горизонта;

Ознакомление учащихся с общими ориентирами в природе

5.

Практическая работа

25 мин

Практическое освоение навыков ориентирования

6.

Заключительная часть

3 мин.

Подведение итогов. Рефлексия

 

Ход занятия

 

№ п/п

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Приветствие. Определение готовности класса к занятию и отсутствующих

Командир дает команду на построение, рапортует о готовности к проведению занятия;

Ожидаемый результат:

Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в образовательную деятельность.

2

Формулирование темы и постановка целей занятия

Проводит беседу, в ходе, которой ученики выдвигают свои гипотезы по теме: «Топографическая подготовка. Туризм и ориентирование»

Учащиеся отвечают на вопросы

 

Ожидаемые результаты:

Целеполагание, планирование.

Выделение необходимой информации

3.

Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

Организовывает фронтальную беседу по вопросам, опираясь на собственный опыт учащихся

Воспринимают информацию, записывают понятия в тетрадь. Находят логическую взаимосвязь в природных явлениях

4

Основная часть

 

 

4.1

1 учебный вопрос

Топография

 

Знакомит учащихся с основными понятиями: «топография», «компас», «ориентир», «карта», «азимут» и др. Общие понятия об ориентировании.

Усваивают наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживают первичное понимание материала. Выполняют тест (Приложение 1)

Ожидаемые результаты:

Соотнесение известного и неизвестного.

Способность к волевому усилию

4.2

2 учебный вопрос

Способы определения сторон горизонта

Приводит различные примеры  способов определения сторон горизонта.

Выполнение практических упражнений по ориентированию на местности, под руководством учителя.

Ожидаемые результаты:

Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5

Практическая работа (тренировка)

 

Организация практической работы по отработке навыков определения ориентира по карте и без карты

Выполнение практических упражнений по ориентированию на местности, под руководством учителя.

Ожидаемые результаты:

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Умение самостоятельно и с помощью тренера находить и отбирать информацию в соответствии с учебной задачей

5

Заключительная часть

Перестраивает учащихся в одну шеренгу.

Объявляет результаты занятия, выделяет лучшие работы. Даёт возможность высказаться ребятам, что понятно – что не понятно, какие затруднения испытывали.

Проводят анализ своей работы. Высказывают предложения.

 

Ожидаемые результаты:

Осмысление, рождение нового знания, способа действий, осмысление своих достижений.

Владение необходимыми навыками ориентирования

 

Приложение 1.

Тест

"Ориентирование на местности"

Вопрос: Что такое ориентирование на местности?

  1. Определение сторон горизонта, определение своего местонахождения на местности относительно местных предметов и выбор направления движения
  2. Определение сторон горизонта, определение своего местонахождения на местности относительно местных предметов и выбор направления движения, относительно выбранных ориентиров
  3. Знать направление движения и карту местности.
  4. Использование компаса и карты для определения своих координат

Вопрос: Что такое компас?

  1. Прибор для определения направления движения
  2. Прибор для определения сторон горизонта
  3. Прибор для определения. использующий магнитное поле Земли.
  4. Проградуированный прибор, делящий пространство на 360 делений и 4 стороны света.

Вопрос: Что такое ориентир?

  1. Предмет на который ориентируются при движении на местности.
  2. Местный предмет, использующийся в качестве начала направления движения
  3. Местный предмет, заметный издалека.
  4. Характерный местный предмет, Обозначенный на карте.

Вопрос: Что такое карта?

  1. Изображение местности в уменьшенном масштабе.
  2. План местности.
  3. Уменьшенное изображение участка земной поверхности в определенном масштабе.
  4. Уменьшенное изображение местности с помощью условных обозначений.

Вопрос: Что такое азимут?

  1. Угол между направлением на север и направлением на ориентир.
  2. Угол, измеряющийся компасом по круговой 360-ти градусной шкале.
  3. Угол, показывающий на ориентир.
  4. Угол между направлением на север и направлением движения.

Вопрос: Основные способы ориентирования

  1. По компасу, карте и местным предметам.
  2. По звездам, компасу, местным предметам, луне и линейным ориентирам.
  3. По карте и компасу.
  4. По компасу, местным предметам, Солнцу, звездам, Луне и часам.

Вопрос: Что такое линейный ориентир?

  1. Одиноко стоящее высокое дерево или возвышение.
  2. Характерный местный предмет прямолинейно расположенный.
  3. Местный предмет четко обозначенный на карте.
  4. Искусственное сооружение, обозначенное на карте.

Вопрос: Сколько ориентиров необходимо для выбора правильного направления?

  1. Минимум два: исходный и контрольный.
  2. Три: исходный, промежуточный и контрольный.
  3. Два основных и несколько промежуточных.
  4. Один ориентир на который выбрано направление движения.

Вопрос: Что значит привязать карту к местности?

  1. Найти на карте свое местоположение.
  2. Обозначить на карте ориентиры.
  3. Расположить карту, согласно показаниям компаса и положению ориентира.
  4. Установить соответствие между обозначениями на карте и местными предметами.

Вопрос: Установите направление движения на 100 градусов по азимуту.

  1. Северо-восток.
  2. Восток.
  3. Юго-восток.
  4. Юг.

Вопрос: Установите направление движения на 200 градусов по азимуту.

  1. Юго-восток.
  2. Запад.
  3. Юг.
  4. Юго-запад.

Вопрос: Выберите контрольные ориентиры:

  1. Одиноко стоящее дерево.
  2. Болото.
  3. Автомобиль.
  4. Группа кустарников.

Вопрос: Какое созвездие используется для определения сторон горизонта ночью?

  1. Созвездие Южный крест.
  2. Млечный путь.
  3. Созвездие Москва-Кассиопея.
  4. Созвездие Большой медведицы.

Вопрос: Что такое масштаб?

  1. Соотношение размера местности и изображениями на карте.
  2. Величина уменьшения изображения на карте по сравнению с местными предметами.
  3. Показывает во сколько раз необходимо увеличить изображение на карте, чтобы оно совпало с размерами местных предметов.
  4. Размер изображения предмета на карте и на местности.

 

Вопросы для фронтальной проверки знаний

Что такое масштаб карты?

Что такое меридианы?

Как правильно сориентировать карту?

Для чего нужен компас?

Как работает стрелка компаса?

Для чего нужны линейные ориентиры?

Найти на карте и показать место нахождение преподавателя.

Для чего нужен аварийный азимут?

Как контролировать расстояние на местности и на карте?

Приложение 2

 

№ п/п

Содержание

Методические рекомендации

 

5.

Практическая часть

Тренировка

Сегодня вы сможете на практике применить теоретические знания по ориентированию на местности. Для этого мы проведем сегодня тренировку и с помощью карты и компаса попробуем найти контрольные пункты.

Самое главное, что должен знать начинающий ориентировщик - ноги не должны бежать быстрее чем думает голова.

На карту нанесена дистанция. Место старта обозначено треугольником, а контрольные пункты кружками. Самое главное при ориентировании по карте – это уметь правильно определить на ней свое местоположение, т.е. точку стояния.

 

 

 

 

 

 

 

После того как определена точка стояния, выбери путь движения от старта до контрольного пункта.

Необходимо определить расстояние до контрольного пункта по карте с помощью линейки и масштаба карты. Затем с помощью компаса определяем азимут. т.е. направление движения. Выбери путь движения и найди на карте четкие привязки-ориентиры, на которые должен опираться участник во время движения к контрольному пункту. Четко просчитывай расстояние движения от одного ориентира до другого при помощи подсчета пройденных шагов. Выйдя в район контрольного пункта не нужно торопиться. Оглядись по сторонам и внимательно осмотри окрестности, если КП не обнаружен, вернись на четкую привязку и начни сначала без суеты.

 

Придя на финиш, не забудь сдать карточку и карту с отметкой КП.

Упражнения см. Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подведение итогов занятия

После финиша последнего участника подведем итоги нашей тренировки. Необходимо

исправлять ошибки, а это обязательно приведет к росту мастерства.

Тренировка закончена и мы с вами разберем ошибки при прохождении дистанции.

Точку стояния обычно определяют на ориентированной карте. Ориентировать карту – это значит расположить ее так, чтобы верхняя рамка была направлена север, а нижняя на юг. Для этого с помощью компаса найдите направление на север и в этом направлении, заметьте какой-либо предмет. Поверните карту так, чтобы ее верх был направлен на этот предмет, и карта будет ориентирована.

Можно другим способом. Встаньте на какую-нибудь линию местности, обозначенную на карте. Например, это будет дорога. Поверните карту так, чтобы направление условного знака дороги совпало с направлением дороги на местности. При этом надо убедиться, что предметы справа и слева от дороги имеют такое же расположение, что и на карте. Если это условие выполнено, то карта ориентирована правильно. Теперь необходимо найти точку стояния. Проще всего это сделать по какому-нибудь местному предмету, изображенному на карте. Условный знак этого предмета будет указывать точку стояния.

 

 

Выйдя на КП, сделай отметку, подтверждающую посещение пункта. Не забудь, перед тем как отметить КП, посмотреть твой ли это номер пункта. Уход на следующий КП должен быть быстрым и незаметным для соперников и в то же время необходимо предварительно наметить направление, в которое уйдешь. Планируя, путь на очередной контрольный пункт, повтори все предыдущие действия. На промежуточных точках стояния обязательно ориентируй карту и проверяй направление движения. Ориентируясь на местности, используйте линейные ориентиры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Практическое задание

Определение сторон горизонта и направлений (азимутов) на местные предметы.

   При выполнении тренировочных упражнений целесообразно подготовить нескольких учебных мест и распределить учащихся на группы по три-четыре человека. Для каждой из групп рекомендуется разработать определённое упражнение и чередовать переход групп с одного учебного места на другое.

   В качестве учебных мест и вопросов, отрабатываемых на них, могут быть рекомендованы следующие.

   КП 1. Определение сторон горизонта по солнцу.

Учащиеся должны определить направления на стороны горизонта по положению солнца в данный момент времени, объяснить порядок своих действий и указать ориентиры.

  КП 2. Определение направления на стороны горизонта по солнцу и часам.

Используя часы, а также макеты часов со стрелками учащиеся определяют стороны горизонта. Целесообразно сравнить результаты с данными, полученными на первом учебном месте, и дать учащимся возможность сделать вывод о преимуществе в точности определения направлений на стороны горизонта вторым способом.

   КП 3. Определение сторон горизонта по компасу.

Учащиеся с помощью компаса определяют направления на стороны горизонта, выбирают и называют ориентиры, определяют, на каких направлениях расположены выбранные ориентиры относительно сторон горизонта, и примерное расстояние до них. Используя полученные данные, учащиеся должны подготовить доклад о своём местонахождении.

   КП 4. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов.

Учащиеся, осматривая окружающую местность, находят местные предметы, имеющие признаки, позволяющие определить направления на стороны горизонта. Пользуясь этими признаками, ориентируются на местности и докладывают о своём  месте нахождения. Целесообразно рекомендовать учащимся тренироваться в определение сторон горизонта по признакам местных предметов во время походов, экскурсий и других мероприятий, связанных с выходом на местность.

   КП 5. Тренировка в определении азимутов на заданные местные предметы (ориентиры).

 Учащимся задают хорошо видимые удалённые местные предметы и ставят задачу с помощью компаса определить направления на них – магнитные азимуты, а также примерные расстояния. Нанести найденные направления на схему, пользуясь планшетом. Выполнить обратную задачу – по заданному азимуту, найти направление на какой – либо местный предмет и нанести этот предмет (ориентир) на схему.

   Содержание вопросов, отрабатываемых на КП, может изменяться в зависимости от выбранного участка местности, наличия пособий и приборов, подготовленности учащихся, времени проведения занятий.

Например:

  КП 1. «Патриотическая»

  1. На чем служат моряки? (на корабле)
  2. Что защищают все солдаты? (Родину)
  3. Как называется человек бескорыстно любящий свою Родину?

(патриот)

  1. Что лежит в земле, а если наступишь – взорвется? (мина)
  2. Как называется головной убор воина-десантника? (берет)
  3. Что у солдата на ногах? (берцы, сапоги)
  4. Что бросают и говорят «Ложись!» (гранату)
  5. Какое животное иногда тоже служит? (собака)
  6. Это имя девочки и название грозного оружия во время

Великой Отечественной Войны? (Катюша)

  1. Какой головной убор надевают бойцы во время боя чтобы

защитить голову от ранения? (каску)

  1. Как называется средство передвижения на гусеницах?

(танк)

  1. Куда идут служить мальчишки, когда вырастут? (в армию)
  2. Как называется больница для раненых солдат? (госпиталь)

КП 2. «Народ белорусский»

Необходимо среди картинок-куколок в национальных костюмах, найти белоруса и белорусочку.

КП 3. «Умники и умницы»

  1. Как правильно называется государство, в котором мы живем (Республика Беларусь)
  2. Кто является Президентом Республики Беларусь (А.Г.Лукашенко).
  3. Назовите государственные символы Республики Беларусь (Герб, флаг, гимн)
  4. Как называют жителей нашей страны? (Белорусы)
  5. Назовите столицу нашей Родины. (Минск)
  6. Какие природные символы Беларуси вы знаете? (Цветки василька, льна, клевера, зубр, аист, сосна)

КП 4. «Государственные праздники»

Соотнесите название государственных праздников с их датами. Найдите и исправьте ошибки.
1. Новый год -  23 февраля?
2. Праздник Весны и Труда -  1 января?
3. День защитника Отечества -  9 мая?
4. Рождество Христово -  1 мая?
5. День Победы -  8 марта?
6. Международный женский день  -  7 января?

КП 5. «Ключевое слово»

Ребятам предлагается собрать ключевое слово. (ПАТРИОТ)

 

МАРШРУТНЫЙ  ЛИСТ

 

Команда «______________»

 

№ контрольного пункта

Название КП

Отметка о выполнении

КП 1

«Патриотическая»

 

КП 2

«Народ белорусский»

 

КП 3

«Умники и умницы»

 

КП 4

«Государственные праздники»

 

КП 5

«Ключевое слово»

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гришанова, Н.В. Внеклассные занятия спортивным ориентированием как средство оздоровления учащихся 6-7-го классов / Н.В. Гришанова, Е.М. Якуш – Минск: БГУФК, 2013. – Ч. 3. – С. 115-118.
  2. Гришанова, Н.В. Занятие по спортивному ориентированию «Интерактивная игра «Искатели». Методическая разработка /Н.В. Гришанова – ГУДО «Полоцкий районный центр детей и молодежи» г.Полоцк, 2014. –17с.

 

 

 

 

Презентация к уроку



Вернуться в раздел Из опыта работы

Выберите язык сайта

Контакты

(2346)41024
hnkgimnaziya@roohoyniki.by

ул. Лермонтова, д. 16, 247618, г. Хойники, Гомельская обл.,
Открыть контакты

2025

Выпускникам

Добро пожаловать!

Родительский универ

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ — Ещё один сайт на WordPress

Психологическая помощь

Безопасность и право

ШАГ

БУДУЩЕЕ СТРАНЫ

Память

Память и боль белорусской земли | Гомельская область | Гомель

Нет наркотикам!

Мы в СЕТИ