Из опыта работы

Отдел образования Хойникского районного исполнительного комитета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

факультативного занятия «Готовы Родине служить!»

 

Вариативный модуль «Военное дело»

 

Строевая подготовка

 

 

 

 

 

                                                               Из опыта работы

                                                               Груданова Вячеслава Прокопьевича,

                                                               руководителя военно-патриотического

                                                               воспитания

                                                               государственного учреждения образования

                                                               «Гимназия г.Хойники»

                                                                Адрес: 247618, г.Хойники,

                                                                ул.Лермонтова,16

                                                                тел.8(02346)41024

                                                                e-mail: grudanov59@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        г.  Хойники 2025                                                               

Вариативный модуль «Военное дело»

Класс:10

Тема занятия: Строевая подготовка

Цель занятия: формирование готовности учащихся к прохождению военной службы, в том числе мотивации к поступлению в военные учебные заведения; воспитание высоких морально-психологических качеств личности, настойчивости и решительности, командного духа и уважения к своим товарищам; совершенствование знаний о Вооруженных Силах Республики Беларусь; формирование у учащихся основных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для прохождения военной службы, практическое освоение навыков строевой подготовки

Задачи:

Образовательные: ознакомить учащихся с общими положениями Строевого устава Вооруженных сил Республики Беларусь, строями отделения и взвода, обязанностями военнослужащих перед построением и в строю

Развивающие: совершенствовать технику выполнения строевых приемов, повышать уровень физической подготовленности учащихся, необходимой для прохождения военной службы.

Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к строю и военной форме одежде, а также дисциплинированность и внимательность.

Форма проведения: практическое занятие

Продолжительность занятия: 45 минут

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

 

№ п/п

Этап занятия

Время

Задачи этапа

1.

Организационный момент

2 мин.

Психологический настрой

 

2.

Формулирование темы и постановка целей занятия

3 мин.

Мотивация учебной деятельности

3.

Актуализация знаний. Повторение пройденного материала

5мин.

Воспроизведение

и фиксация знаний, умений

и навыков, достаточных для построения нового способа

действий

4.

Изучение нового материала(ознакомление, разучивание)

10 мин.

Произведение на обучающихся впечатления, вызывающее желание выполнять их точно так же

5.

Практическая работа(тренировка)

20 мин

Практическое освоение навыков строевой подготовки

6.

Заключительная часть

5 мин.

Подведение итога. Рефлексия

 

Ход занятия

 

№ п/п

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Приветствие. Определение готовности класса к занятию и отсутствующих

Командир дает команду на построение, рапортует о готовности к проведению занятия

 

2

Формулирование темы и постановка целей занятия

Проводит беседу, в ходе, которой ученики выдвигают свои гипотезы по теме: «Строевая подготовка»

Учащиеся выдвигают гипотезы

3.

Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

Организовывает фронтальную беседу по вопросам, опираясь на собственный опыт учащихся

Воспринимают информацию, записывают понятия в тетрадь. Находят логическую взаимосвязь

4

Изучение нового материала

(ознакомление)

Устно излагает учебный материал с использованием презентации, сочетает с показом изучаемых приемов и действий. Называет и указывает цель применения данного приема, подает команду по которой он выполняется,

Учащиеся формируют наглядный образ изучаемого предмета, а также конкретные представления о нем

С целью первичного контроля выполняют тест (Приложение 1)

4.1

Разучивание

Показывает порядок выполнения приема в целом, а затем в медленном темпе по разделениям. Приемы и действия

Наблюдают за показом, выполняют приемы по команде (Приложение 2)

5

Тренировка

 

Организовывает многократное повторение приемов. Если учащийся выполняет элемент неправильно, выводит из строя, показывает ему ошибку, подает команды, обучает его, устраняя в процессе выполнения все неправильные действия

Выполняют многократное повторение приема, что доводится до автоматизма

6

Заключительная часть

Перестраивает учащихся в одну шеренгу.

Подводит итоги занятия.

Отмечает лучших.

Заканчивает занятие.

Анализируют свои действия в течение занятия

 

Приложение 1

Тест

Выполнение строевых упражнений: строевые приемы, построения, перестроения, передвижения, размыкания и смыкания

  1. Строевые упражнения – это:

а. средство ОФП;

б. средство управления строем;

в. средство СФП

г. средство развития физических качеств.

  1. Строй – это:

          а. когда стоят в круг;

          б. когда стоят плечом друг к другу;

          в. размещение обучающихся для физических действий;

          г. когда стоят в затылок друг к другу.

  1. Шеренга – это:

          а. когда стоят в круг;

          б. когда стоят плечом друг к  другу;

          в. размещение обучающихся для физических действий;

          г. когда стоят в затылок друг к другу.

  1. Что должны выполнить обучающиеся по команде «Отставить!»?

          а. остановиться;

          б. повернуться лицом к центру;

          в. выполнить предыдущую команду;

          г. встать в стойку смирно.

  1. Фланг – это:

          а. сторона противоположная фронту;

          б. правая – левая оконечность строя;

          в. сторона строя противоположной тылу;

          г. сторона строя, которую обращены лицом;

  1. Фронт – это:

          а. правая – левая оконечность строя;

          б. сторона строя противоположной тылу;

          в. сторона строя, которую обращены лицом;

          г. сторона строя противоположная флангу;

  1. Интервал – это:

          а. расстояние в глубину между обучающимися;

          б. расстояние между флангами;

          в. расстояние между шеренгами;

          г. расстояние между колоннами;

  1. Направляющий :

          а. движется головным в указанном направлении;

          б. движется последним;

          в. движется первым в колонне;

          в движется во главе колонны.

 

Ключ к тесту:

1       – б;

2       – г;

3       – б;

4       – а;

5       – б;

6       – г;

7        – в;

8       – в.

Приложение 2

Практическое освоение навыков строевой подготовки

 

№ п/п

Содержание

Методические рекомендации по выполнению команд

 

5

Практическая работа

Тренировка

 

Построение.

Форма сдачи рапорта

Команда «В одну (две, три и т.д) шеренгу – становись!»

Расчет

«По порядку номеров»

«На первый, второй и т.д.»

Команды

«Смирно! Равняйсь! Вольно!»

 

 

 

Строевая стойка

Строевые упражнения на месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команда «Вольно!»

 

 

 

 

Повороты на месте

 

 

Повороты

налево

 

 

 

 

 

 

 

 

Повороты на право

 

 

Повороты кругом

 

 

 

 

 

Повороты в движении

 

Повороты на право

 

Повороты выполняются по команде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повороты налево

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повороты кругом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перестроение

Построение.

Расчет «На первый, второй…»

 

 

Перестроение из одной шеренги в две

 

Первое (вторые) номера

  вперед (назад) с

  поворотом налево  (на

  право или кругом

  Становись!

 

 

 

 

 

 

Обратное перестроение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перестроение из колонны по одному в колонну по два

Вторые  (первые) номера влево (в право) с поворотом на лево (на право или кругом)

«Стройся!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратное перестроение

Первые (вторые) номера в одну колонну с поворотом направо (налево, кругом)

«Стройся!»

 

 

Перестроение из колонны по одному в колонну по три

Первые (третье) номера влево (вправо) с поворотом налево (направо или кругом) «шагом - Марш!»

 

 

Обратное перестроение

Первые (вторые) номера  влево (вправо) в одну колонну «Шагом – Марш!»

 

 

 

 

 

 

 

Перестроение из одной шеренги в три

Четвертые номера 4 шага в перед, вторые номера 2 шага в перед «Шагом – Марш!»

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратное перестроение

Первые – вторые номера на свои места, кругом. Четвертые номера на свои места, кругом «Шагом – Марш до линии шеренги!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перестроение из колонны по одному в колонну по два

 

 

 

 

 

 

Обратное перестроение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размыкание и смыкание

Команда «Вправо (влево, от середины) Разом-кнись!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размыкание приставными шагами

 

 

 

 

 

 

Размыкание по распоряжению

 

 

 

Строевой шаг

 

Для построения подаётся команда «В одну (две, три и т.д.) шеренгу – Становись!»

Одновременно с подачей команды командир группы становится лицом к фронту в положение «смирно». Группа выстраивается слева от него.

 

 

Перед докладом о готовности к занятиям командир выравнивает группу, рассчитывает её, затем подаёт команду «Смирно! Равнение Направо (налево! на середину!»). После приветствия преподавателя и ответа группы командир дублирует команду преподавателя «Вольно!» и встаёт на правый фланг строя.

Построение в колонну выполняется по команде «В колонну по одному (по два, по три и т.д.) – становись!»

 

 

 

 Строевая стойка - это стойка, при которой нужно стоять прямо, пятки вместе, носки разведены в стороны на ширину стопы.
Кисти слегка сжаты в кулаки и прижаты к бёдрам, плечи развёрнуты, голова приподнята.

 Выполнение
 И.п. - о.с.

1 - развернуть плечи..

2 - приподнять грудь.

3 - подобрать живот.

 4 –

 И.п.-о.с.

1-тяжесть тела сместить на переднюю часть стоп.

2 - развернуть плечи, приподнять грудь, подобрать живот.

3 - держать.

4 - и.п.

Стойка вольно

1 - строевая стойка.

2-3 - держать.

4 – и. п.

 

 Поворот выполняется на левой пятке и правом носке. Руки прижаты к бёдрам, ноги не сгибать.

2.     Выполнение

3.     И.п. - о.с.

 - левая на пятку, правая на носок, делай раз

2.     поворот налево, делай два.

3.     Приставить правую, делай три.

 И.п.-о.с.

1.     левая на пятку, правая на носок с поворотом налево, делай раз приставить правую, делай два

 Поворот выполняется в полной координации под счёт.

 

Обучение повороту направо аналогично повороту налево, только поворот осуществляется на правой пятке и левом носке.

 

Поворот кругом выполняется через левое плечо на 180 градусов. Обучение аналогично повороту налево.

При поворотах на месте обратить внимание на положение рук и ног. Руки должны быть прижаты к бёдрам, ноги в коленных суставах не сгибать.

 

 Команда при повороте направо подаётся под правую ногу, после чего обучающиеся делают шаг левой вперёд, поворачиваются на носке левой ноги и с правой начинают движение в новом направлении.  .

 

Выполнение.
И.п. - о.с.

1.     - шаг левой

2.     - шаг правой

3.     - шаг левой с поворотом на носке левой ноги

4.     - шаг правой

Ходьба начинается с правой но­ги. 1- шаг правой, 2- шаг левой, 3- шаг правой, 4- шаг левой с поворо­том направо и т.д.

Поворот выполняется  в движении по команде «Напра - Во!».

 

Ко­манда и действия при повороте налево аналогичны

 

Выполнение.

  И.п. - о.с.

1.     - шаг левой

2.     - шаг правой с поворотом налево

3.     - шаг левой

4.     - шаг правой

2.      Ходьба начинается с левой ноги. 1-шаг левой, 2- шаг правой, 3- шаг левой, 4- шаг правой с пово­ротом налево и т.д.

3.     Поворот выполняется  в движении по команде «Нале - во!».

 

Для выполнения поворота кругом в движении подаётся команда: "Кругом - Марш!". Исполнительная ко­манда "Марш!" подаётся под правую ногу, после чего обучающиеся

делают шаг левой вперед, полшага правой, и поворачиваются на носках обеих ног через левое плечо, и с левой ноги начинают движение в но­вом направлении.

Выполнение.
И.п. - о.с.

1.     - шаг правой

2.     - шаг левой

3.     - полшага правой, встать на носки

4.     - поворот кругом, левая вперёд книзу

5.     - шаг левой

4.     Поворот выполняется  под счёт. Счёт "один" можно заменить командой "Марш!". ("Марш!" - 1, 2, 3, 4).

5.      

Перестроения – переходы из одного строя в другой.

-перестроения из одной шеренги в две.

После предварительного расчёта на 1-й и 2-й подаётся команда «В две шеренги – стройся!». По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счёт «раз»); правой ногой, не приставляя её, шаг вправо (счёт «два») и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счёт «три»).

 

После предварительного расчёта подаётся команда: "В - колонну по два - Стройся!". По этой команде вторые номера делают шаг правой в сторону, левой, не приставляя её, шаг вперёд и, вставая в одну линию с первыми номерами, приставляют правую.

Выполнить расчёт по два. Обратить внимание стоящих в строю на их номера.

Выполнение.
И.п. - о.с. в колонне по одному

1.     - шаг правой в сторону

2.     - шаг левой вперёд

3.     - приставить правую

 

Перестроение в колонну по одному выполняется в обратной последовательности.

Выполнение.

О.с. – в строю.

1.     - шаг левой в сторону

2.     - шаг правой вперёд

3.     - приставить левую

 

5.     Перестроение выполняется под счёт.

6.     Выполнение перестроения после команды: " В две шеренги -Стройся!" - и ведётся подсчёт -"1,2, 3,".

Перестроение из одной шеренги в три анало­гична перестроению из одной шеренги в две. Команды: «По три-Рассчитайсь!», «В три шеренги - Стройся!».

 

 После предварительного расчёта подаётся команда: "В -  колонну по два - Стройся!". По этой команде вторые номера делают
шаг правой в сторону, левой, не приставляя её, шаг вперёд и, вставая в одну линию с первыми номерами, приставляют правую.

Выполнить расчёт по два.

Выполнение.
И.п. - о.с. в колонне по одному

4.     - шаг правой в сторону

5.     - шаг левой вперёд

6.     - приставить правую

Перестроение в колонну по одному выполняется в обратной последовательности.

Выполнение.

1.     - шаг правой назад

2.     - шаг левой в сторону

3.     - приставить правую

 

3.     Выполнение перестроения после подачи команды: "В колон­ну по два - Стройся!" и ведётся подсчёт.

Перестроение из колонны по одному в ко­лонну по три аналогична перестроению из колонны по одному в колон­ну по два.

При перестроении из колонны по одному в колонну по два в движении подается команда: "В колонну по два - Марш!". Вторые но­мера, ускоряя шаг, заходят справа от первых и продолжают движение.

 

 

После предварительного расчёта по три подаётся команда «Первые номера два шага вправо, третьи номера два шага влево, приставными шагами шагом - Марш!». По этой команде занимающиеся делают указанное количество шагов.

Выполнить расчёт по три.

Выполнение перестроения

И.п. - строй в колонну по одному. Подаётся команда: «Первые номера два приставных шага вправо, третьи номера, два приставных шага вле­во, делай раз-два, раз-два».

 

 

Выполнение.

 И.п. - строй в колонну по три уступом. После предварительной коман­ды «На свои места шагом - Марш!», первые номера выполняют два приставных шага влево, вторые номера вправо (ведётся подсчёт раз-два)

Выполнение перестроения под счёт. После команды называется только счёт для прямого и обратного перестроения.

Выполнение перестроения после смены мест обучающихся.

 

 

 После предварительного расчёта (четыре, два, на месте), подаётся команда: «По расчёту шагом - Марш!». Стоящие в строю выходят на положенное им по расчёту количество шагов. Пре­подаватель ведёт подсчёт на один больше максимального количества шагов. При расчёте (четыре, два, на месте) - до пяти.

Выполнение.

И.п.- строй в одну шеренгу.

Выполнить расчёт четыре, два, на месте. Обратить внимание стоя­щих в строю на их номера.

1.     Выполнить перестроение раздельно для всех номеров: четвёртые но­мера «Четыре шага вперёд шагом- Марш!» - проследить за выполнени­ем команды. Вторые номера «Два шага вперёд шагом- Марш!», просле­дить за выполнением команды.

 

После команды «На свои места шагом - Марш!» все выходившие из строя делают поворот кругом и идут на свои места, дойдя до них, выполняют поворот кругом. Все действия выполняются под счёт «раз-два».

Выполнение.

И.п. - три шеренги.

1- вторые номера после команды «На свои места шагом - Марш!» под счёт «раз - два» поворачиваются кругом и продолжают движение, пока не станут на линию шеренги, и на счёт «раз - два» поворачиваются кругом, занимая первоначальное положение.

2.     - четвёртые номера выполняют задание -1 (задание для вторых и чет­вёртых номеров аналогичны).

3.     - четвёртые и вторые номера после команды «На свои места шагом -Марш!»,- поворачиваются кругом и идут на свои места, занимая перво­начальное положение. Во время перестроения ведётся подсчёт «раз -два».

 

После предварительного расчёта по два (три и т.д.) при движении группы налево в обход подаётся команда: «В колонну по два (три и т.д.) налево - Марш!». После поворота первой двойки (тройки и т.д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего (второго номера) на том же месте, что и первые. При передвижении необходимо соблюдать установленные интервал и дистанцию.

Выполнение.

И.п. - строй в колонну по одному.
1 - расчёт по два (три и т.д.).

2.     - передвижение налево в обход и подача предварительной команды: «В колонну по два (три и т.д.) налево».

3.     - преподаватель стоит на месте поворота, подаёт второму номеру  команду «Марш!».

4.     . Вторые номера самостоятельно подают  команду «Марш!».

 

1.     Для обратного перестроения подаются команды: 1 - «Напра-во!». 2 - «В колонну по одному направо в обход шагом -Марш!». После этой команды стоящие в строю начинают ходьбу на месте, а первая колонна начинает передвижение в обход. Последующие колонны идут за направляющей.

2.     Выполнение.

И.п. - строй в колонну по два (три и т.д.).

1.     - Подаются команды: 1. «Напра-во!». 2. «В колонну по одному на­право в обход шагом - Марш!». После команды первый ряд начинает передвижение направо в обход, остальные обозначают шаг на месте, переходя в движение прямо за впереди идущим рядом по сигналу преподавателя.

2.     - Выполнение обратного перестроения после подачи команды само­стоятельно.

Размыкания – способы увеличения интервала или дистанции строя.

Смыкания – приёмы уплотнения разомкнутого строя.

Команда «Вправо (влево, от середины) на столько-то шагов Разом-Кнись!». Размыкание производится на один шаг. Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, продвинувшись настолько, чтобы расстояние между ними и стоящими рядом сзади составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды преподаватель ведёт подсчёт по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подаётся команда «Влево (вправо, к середине) Сом-Кнись!», и все действия выполняются в обратном порядке.

 

«От середины (вправо, влево) на два (три и т.д.) шага приставными шагами Разом-Кнись!». После подачи команды преподаватель начинает подсчёт по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние в шеренге (шеренгах), затем последовательно, через каждые два счёта, вступают остальные. Для смыкания подаётся команда «К середине (вправо, влево) приставными шагами Сом-Кнись!». Смыкание все начинают одновременно. Преподаватель ведёт подсчёт по два до окончания смыкания.

 «Встаньте на два шага друг от друга», «Разомкнись на вытянутые руки».

 

 Строевой шаг - шаг, при котором надо выносить ногу на высоту 15-20 см. от пола подошву держать горизонтально и ставить её твёрдо на всю ступню. Движения руками выполняются вперёд сгибать локти так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса и на расстояние ширины ладони от тела и назад руки прямые отводятся до отказа в плечевом суставе, пальцы слегка сжаты в кулаки

Выполнение.

И.п. - о.с. (кисти слегка сжаты в кулак).

1 -левая рука назад, правая перед грудью (на ширину ладони выше поя­са и ширину ладони от туловища). 2-и.п, (руки опускаются расслабленно). 3-4-то же с правой руки.

И.п. - о.с. (кисти слегка сжаты в кулак).

1 - левая вперёд книзу стопа параллельна полу (высота -15-20 см.), ле­вая рука назад, правая рука перед грудью (на ширину ладони от туловища и выше пояса).

2- Шаг левой, руки вниз расслабленно, правая назад на носок.

3-4 - приставляя правую о.с.

5-8 - то же с правой.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лялихов, К.А. Строевая подготовка: учебно-методическое пособие / К.А. Лялихов, С.Н. Круглов. – Минск : БГУИР, 2021 –221с.
  2. Суворов, С.Ф. Методика обучения строевым приемам: учебно- методическое пособие/ С.Ф. Суворов, О.В. Шалагин. – Минск: БГМУ, 2011. – 52с.
  3. Апакидзе, В.В. Учебно-методическое пособие: Строевая подготовка Методика строевой подготовки / В.В. Апакидзе – Министерство образования Республики Беларусь, БНТУ, 2021

Презентация к уроку



Вернуться в раздел Из опыта работы

Выберите язык сайта

Контакты

(2346)41024
hnkgimnaziya@roohoyniki.by

ул. Лермонтова, д. 16, 247618, г. Хойники, Гомельская обл.,
Открыть контакты

2025

Выпускникам

Добро пожаловать!

Родительский универ

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ — Ещё один сайт на WordPress

Психологическая помощь

Безопасность и право

ШАГ

БУДУЩЕЕ СТРАНЫ

Память

Память и боль белорусской земли | Гомельская область | Гомель

Нет наркотикам!

Мы в СЕТИ