Отдел образования Хойникского районного исполнительного комитета
Методическая разработка
факультативного занятия «Готовы Родине служить!»
Вариативный модуль «Военное дело»
Строевая подготовка
Из опыта работы
Груданова Вячеслава Прокопьевича,
руководителя военно-патриотического
воспитания
государственного учреждения образования
«Гимназия г.Хойники»
Адрес: 247618, г.Хойники,
ул.Лермонтова,16
тел.8(02346)41024
e-mail: grudanov59@mail.ru
г. Хойники 2025
Вариативный модуль «Военное дело»
Класс:10
Тема занятия: Строевая подготовка
Цель занятия: формирование готовности учащихся к прохождению военной службы, в том числе мотивации к поступлению в военные учебные заведения; воспитание высоких морально-психологических качеств личности, настойчивости и решительности, командного духа и уважения к своим товарищам; совершенствование знаний о Вооруженных Силах Республики Беларусь; формирование у учащихся основных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для прохождения военной службы, практическое освоение навыков строевой подготовки
Задачи:
Образовательные: ознакомить учащихся с общими положениями Строевого устава Вооруженных сил Республики Беларусь, строями отделения и взвода, обязанностями военнослужащих перед построением и в строю
Развивающие: совершенствовать технику выполнения строевых приемов, повышать уровень физической подготовленности учащихся, необходимой для прохождения военной службы.
Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к строю и военной форме одежде, а также дисциплинированность и внимательность.
Форма проведения: практическое занятие
Продолжительность занятия: 45 минут
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
№ п/п |
Этап занятия |
Время |
Задачи этапа |
1. |
Организационный момент |
2 мин. |
Психологический настрой
|
2. |
Формулирование темы и постановка целей занятия |
3 мин. |
Мотивация учебной деятельности |
3. |
Актуализация знаний. Повторение пройденного материала |
5мин. |
Воспроизведение и фиксация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий |
4. |
Изучение нового материала(ознакомление, разучивание) |
10 мин. |
Произведение на обучающихся впечатления, вызывающее желание выполнять их точно так же |
5. |
Практическая работа(тренировка) |
20 мин |
Практическое освоение навыков строевой подготовки |
6. |
Заключительная часть |
5 мин. |
Подведение итога. Рефлексия |
Ход занятия
№ п/п |
Этап занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационный момент |
Приветствие. Определение готовности класса к занятию и отсутствующих |
Командир дает команду на построение, рапортует о готовности к проведению занятия
|
2 |
Формулирование темы и постановка целей занятия |
Проводит беседу, в ходе, которой ученики выдвигают свои гипотезы по теме: «Строевая подготовка» |
Учащиеся выдвигают гипотезы |
3. |
Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. |
Организовывает фронтальную беседу по вопросам, опираясь на собственный опыт учащихся |
Воспринимают информацию, записывают понятия в тетрадь. Находят логическую взаимосвязь |
4 |
Изучение нового материала (ознакомление) |
Устно излагает учебный материал с использованием презентации, сочетает с показом изучаемых приемов и действий. Называет и указывает цель применения данного приема, подает команду по которой он выполняется, |
Учащиеся формируют наглядный образ изучаемого предмета, а также конкретные представления о нем С целью первичного контроля выполняют тест (Приложение 1) |
4.1 |
Разучивание |
Показывает порядок выполнения приема в целом, а затем в медленном темпе по разделениям. Приемы и действия |
Наблюдают за показом, выполняют приемы по команде (Приложение 2) |
5 |
Тренировка
|
Организовывает многократное повторение приемов. Если учащийся выполняет элемент неправильно, выводит из строя, показывает ему ошибку, подает команды, обучает его, устраняя в процессе выполнения все неправильные действия |
Выполняют многократное повторение приема, что доводится до автоматизма |
6 |
Заключительная часть |
Перестраивает учащихся в одну шеренгу. Подводит итоги занятия. Отмечает лучших. Заканчивает занятие. |
Анализируют свои действия в течение занятия |
Приложение 1
Тест
Выполнение строевых упражнений: строевые приемы, построения, перестроения, передвижения, размыкания и смыкания
- Строевые упражнения – это:
а. средство ОФП;
б. средство управления строем;
в. средство СФП
г. средство развития физических качеств.
- Строй – это:
а. когда стоят в круг;
б. когда стоят плечом друг к другу;
в. размещение обучающихся для физических действий;
г. когда стоят в затылок друг к другу.
- Шеренга – это:
а. когда стоят в круг;
б. когда стоят плечом друг к другу;
в. размещение обучающихся для физических действий;
г. когда стоят в затылок друг к другу.
- Что должны выполнить обучающиеся по команде «Отставить!»?
а. остановиться;
б. повернуться лицом к центру;
в. выполнить предыдущую команду;
г. встать в стойку смирно.
- Фланг – это:
а. сторона противоположная фронту;
б. правая – левая оконечность строя;
в. сторона строя противоположной тылу;
г. сторона строя, которую обращены лицом;
- Фронт – это:
а. правая – левая оконечность строя;
б. сторона строя противоположной тылу;
в. сторона строя, которую обращены лицом;
г. сторона строя противоположная флангу;
- Интервал – это:
а. расстояние в глубину между обучающимися;
б. расстояние между флангами;
в. расстояние между шеренгами;
г. расстояние между колоннами;
- Направляющий :
а. движется головным в указанном направлении;
б. движется последним;
в. движется первым в колонне;
в движется во главе колонны.
Ключ к тесту:
1 – б;
2 – г;
3 – б;
4 – а;
5 – б;
6 – г;
7 – в;
8 – в.
Приложение 2
Практическое освоение навыков строевой подготовки
№ п/п |
Содержание |
Методические рекомендации по выполнению команд |
5 |
Практическая работа |
Тренировка |
Построение. Форма сдачи рапорта Команда «В одну (две, три и т.д) шеренгу – становись!» Расчет «По порядку номеров» «На первый, второй и т.д.» Команды «Смирно! Равняйсь! Вольно!»
Строевая стойка Строевые упражнения на месте.
Команда «Вольно!»
Повороты на месте
Повороты налево
Повороты на право
Повороты кругом
Повороты в движении
Повороты на право
Повороты выполняются по команде
Повороты налево
Повороты кругом
Перестроение Построение. Расчет «На первый, второй…»
Перестроение из одной шеренги в две
Первое (вторые) номера вперед (назад) с поворотом налево (на право или кругом Становись!
Обратное перестроение
Перестроение из колонны по одному в колонну по два Вторые (первые) номера влево (в право) с поворотом на лево (на право или кругом) «Стройся!»
Обратное перестроение Первые (вторые) номера в одну колонну с поворотом направо (налево, кругом) «Стройся!»
Перестроение из колонны по одному в колонну по три Первые (третье) номера влево (вправо) с поворотом налево (направо или кругом) «шагом - Марш!»
Обратное перестроение Первые (вторые) номера влево (вправо) в одну колонну «Шагом – Марш!»
Перестроение из одной шеренги в три Четвертые номера 4 шага в перед, вторые номера 2 шага в перед «Шагом – Марш!»
Обратное перестроение Первые – вторые номера на свои места, кругом. Четвертые номера на свои места, кругом «Шагом – Марш до линии шеренги!»
Перестроение из колонны по одному в колонну по два
Обратное перестроение
Размыкание и смыкание Команда «Вправо (влево, от середины) Разом-кнись!»
Размыкание приставными шагами
Размыкание по распоряжению
Строевой шаг |
Для построения подаётся команда «В одну (две, три и т.д.) шеренгу – Становись!» Одновременно с подачей команды командир группы становится лицом к фронту в положение «смирно». Группа выстраивается слева от него.
Перед докладом о готовности к занятиям командир выравнивает группу, рассчитывает её, затем подаёт команду «Смирно! Равнение Направо (налево! на середину!»). После приветствия преподавателя и ответа группы командир дублирует команду преподавателя «Вольно!» и встаёт на правый фланг строя. Построение в колонну выполняется по команде «В колонну по одному (по два, по три и т.д.) – становись!»
Строевая стойка - это стойка, при которой нужно стоять прямо, пятки вместе, носки разведены в стороны на ширину стопы. Выполнение 1 - развернуть плечи.. 2 - приподнять грудь. 3 - подобрать живот. 4 – И.п.-о.с. 1-тяжесть тела сместить на переднюю часть стоп. 2 - развернуть плечи, приподнять грудь, подобрать живот. 3 - держать. 4 - и.п. Стойка вольно 1 - строевая стойка. 2-3 - держать. 4 – и. п.
Поворот выполняется на левой пятке и правом носке. Руки прижаты к бёдрам, ноги не сгибать. 2. Выполнение 3. И.п. - о.с. - левая на пятку, правая на носок, делай раз 2. поворот налево, делай два. 3. Приставить правую, делай три. И.п.-о.с. 1. левая на пятку, правая на носок с поворотом налево, делай раз приставить правую, делай два Поворот выполняется в полной координации под счёт.
Обучение повороту направо аналогично повороту налево, только поворот осуществляется на правой пятке и левом носке.
Поворот кругом выполняется через левое плечо на 180 градусов. Обучение аналогично повороту налево. При поворотах на месте обратить внимание на положение рук и ног. Руки должны быть прижаты к бёдрам, ноги в коленных суставах не сгибать.
Команда при повороте направо подаётся под правую ногу, после чего обучающиеся делают шаг левой вперёд, поворачиваются на носке левой ноги и с правой начинают движение в новом направлении. .
Выполнение. 1. - шаг левой 2. - шаг правой 3. - шаг левой с поворотом на носке левой ноги 4. - шаг правой Ходьба начинается с правой ноги. 1- шаг правой, 2- шаг левой, 3- шаг правой, 4- шаг левой с поворотом направо и т.д. Поворот выполняется в движении по команде «Напра - Во!».
Команда и действия при повороте налево аналогичны
Выполнение. И.п. - о.с. 1. - шаг левой 2. - шаг правой с поворотом налево 3. - шаг левой 4. - шаг правой 2. Ходьба начинается с левой ноги. 1-шаг левой, 2- шаг правой, 3- шаг левой, 4- шаг правой с поворотом налево и т.д. 3. Поворот выполняется в движении по команде «Нале - во!».
Для выполнения поворота кругом в движении подаётся команда: "Кругом - Марш!". Исполнительная команда "Марш!" подаётся под правую ногу, после чего обучающиеся делают шаг левой вперед, полшага правой, и поворачиваются на носках обеих ног через левое плечо, и с левой ноги начинают движение в новом направлении. Выполнение. 1. - шаг правой 2. - шаг левой 3. - полшага правой, встать на носки 4. - поворот кругом, левая вперёд книзу 5. - шаг левой 4. Поворот выполняется под счёт. Счёт "один" можно заменить командой "Марш!". ("Марш!" - 1, 2, 3, 4). 5. Перестроения – переходы из одного строя в другой. -перестроения из одной шеренги в две. После предварительного расчёта на 1-й и 2-й подаётся команда «В две шеренги – стройся!». По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счёт «раз»); правой ногой, не приставляя её, шаг вправо (счёт «два») и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счёт «три»).
После предварительного расчёта подаётся команда: "В - колонну по два - Стройся!". По этой команде вторые номера делают шаг правой в сторону, левой, не приставляя её, шаг вперёд и, вставая в одну линию с первыми номерами, приставляют правую. Выполнить расчёт по два. Обратить внимание стоящих в строю на их номера. Выполнение. 1. - шаг правой в сторону 2. - шаг левой вперёд 3. - приставить правую
Перестроение в колонну по одному выполняется в обратной последовательности. Выполнение. О.с. – в строю. 1. - шаг левой в сторону 2. - шаг правой вперёд 3. - приставить левую
5. Перестроение выполняется под счёт. 6. Выполнение перестроения после команды: " В две шеренги -Стройся!" - и ведётся подсчёт -"1,2, 3,". Перестроение из одной шеренги в три аналогична перестроению из одной шеренги в две. Команды: «По три-Рассчитайсь!», «В три шеренги - Стройся!».
После предварительного расчёта подаётся команда: "В - колонну по два - Стройся!". По этой команде вторые номера делают Выполнить расчёт по два. Выполнение. 4. - шаг правой в сторону 5. - шаг левой вперёд 6. - приставить правую Перестроение в колонну по одному выполняется в обратной последовательности. Выполнение. 1. - шаг правой назад 2. - шаг левой в сторону 3. - приставить правую
3. Выполнение перестроения после подачи команды: "В колонну по два - Стройся!" и ведётся подсчёт. Перестроение из колонны по одному в колонну по три аналогична перестроению из колонны по одному в колонну по два. При перестроении из колонны по одному в колонну по два в движении подается команда: "В колонну по два - Марш!". Вторые номера, ускоряя шаг, заходят справа от первых и продолжают движение.
После предварительного расчёта по три подаётся команда «Первые номера два шага вправо, третьи номера два шага влево, приставными шагами шагом - Марш!». По этой команде занимающиеся делают указанное количество шагов. Выполнить расчёт по три. Выполнение перестроения И.п. - строй в колонну по одному. Подаётся команда: «Первые номера два приставных шага вправо, третьи номера, два приставных шага влево, делай раз-два, раз-два».
Выполнение. И.п. - строй в колонну по три уступом. После предварительной команды «На свои места шагом - Марш!», первые номера выполняют два приставных шага влево, вторые номера вправо (ведётся подсчёт раз-два) Выполнение перестроения под счёт. После команды называется только счёт для прямого и обратного перестроения. Выполнение перестроения после смены мест обучающихся.
После предварительного расчёта (четыре, два, на месте), подаётся команда: «По расчёту шагом - Марш!». Стоящие в строю выходят на положенное им по расчёту количество шагов. Преподаватель ведёт подсчёт на один больше максимального количества шагов. При расчёте (четыре, два, на месте) - до пяти. Выполнение. И.п.- строй в одну шеренгу. Выполнить расчёт четыре, два, на месте. Обратить внимание стоящих в строю на их номера. 1. Выполнить перестроение раздельно для всех номеров: четвёртые номера «Четыре шага вперёд шагом- Марш!» - проследить за выполнением команды. Вторые номера «Два шага вперёд шагом- Марш!», проследить за выполнением команды.
После команды «На свои места шагом - Марш!» все выходившие из строя делают поворот кругом и идут на свои места, дойдя до них, выполняют поворот кругом. Все действия выполняются под счёт «раз-два». Выполнение. И.п. - три шеренги. 1- вторые номера после команды «На свои места шагом - Марш!» под счёт «раз - два» поворачиваются кругом и продолжают движение, пока не станут на линию шеренги, и на счёт «раз - два» поворачиваются кругом, занимая первоначальное положение. 2. - четвёртые номера выполняют задание -1 (задание для вторых и четвёртых номеров аналогичны). 3. - четвёртые и вторые номера после команды «На свои места шагом -Марш!»,- поворачиваются кругом и идут на свои места, занимая первоначальное положение. Во время перестроения ведётся подсчёт «раз -два».
После предварительного расчёта по два (три и т.д.) при движении группы налево в обход подаётся команда: «В колонну по два (три и т.д.) налево - Марш!». После поворота первой двойки (тройки и т.д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего (второго номера) на том же месте, что и первые. При передвижении необходимо соблюдать установленные интервал и дистанцию. Выполнение. И.п. - строй в колонну по одному. 2. - передвижение налево в обход и подача предварительной команды: «В колонну по два (три и т.д.) налево». 3. - преподаватель стоит на месте поворота, подаёт второму номеру команду «Марш!». 4. . Вторые номера самостоятельно подают команду «Марш!».
1. Для обратного перестроения подаются команды: 1 - «Напра-во!». 2 - «В колонну по одному направо в обход шагом -Марш!». После этой команды стоящие в строю начинают ходьбу на месте, а первая колонна начинает передвижение в обход. Последующие колонны идут за направляющей. 2. Выполнение. И.п. - строй в колонну по два (три и т.д.). 1. - Подаются команды: 1. «Напра-во!». 2. «В колонну по одному направо в обход шагом - Марш!». После команды первый ряд начинает передвижение направо в обход, остальные обозначают шаг на месте, переходя в движение прямо за впереди идущим рядом по сигналу преподавателя. 2. - Выполнение обратного перестроения после подачи команды самостоятельно. Размыкания – способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания – приёмы уплотнения разомкнутого строя. Команда «Вправо (влево, от середины) на столько-то шагов Разом-Кнись!». Размыкание производится на один шаг. Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, продвинувшись настолько, чтобы расстояние между ними и стоящими рядом сзади составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды преподаватель ведёт подсчёт по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подаётся команда «Влево (вправо, к середине) Сом-Кнись!», и все действия выполняются в обратном порядке.
«От середины (вправо, влево) на два (три и т.д.) шага приставными шагами Разом-Кнись!». После подачи команды преподаватель начинает подсчёт по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние в шеренге (шеренгах), затем последовательно, через каждые два счёта, вступают остальные. Для смыкания подаётся команда «К середине (вправо, влево) приставными шагами Сом-Кнись!». Смыкание все начинают одновременно. Преподаватель ведёт подсчёт по два до окончания смыкания. «Встаньте на два шага друг от друга», «Разомкнись на вытянутые руки».
Строевой шаг - шаг, при котором надо выносить ногу на высоту 15-20 см. от пола подошву держать горизонтально и ставить её твёрдо на всю ступню. Движения руками выполняются вперёд сгибать локти так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса и на расстояние ширины ладони от тела и назад руки прямые отводятся до отказа в плечевом суставе, пальцы слегка сжаты в кулаки Выполнение. И.п. - о.с. (кисти слегка сжаты в кулак). 1 -левая рука назад, правая перед грудью (на ширину ладони выше пояса и ширину ладони от туловища). 2-и.п, (руки опускаются расслабленно). 3-4-то же с правой руки. И.п. - о.с. (кисти слегка сжаты в кулак). 1 - левая вперёд книзу стопа параллельна полу (высота -15-20 см.), левая рука назад, правая рука перед грудью (на ширину ладони от туловища и выше пояса). 2- Шаг левой, руки вниз расслабленно, правая назад на носок. 3-4 - приставляя правую о.с. 5-8 - то же с правой. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Лялихов, К.А. Строевая подготовка: учебно-методическое пособие / К.А. Лялихов, С.Н. Круглов. – Минск : БГУИР, 2021 –221с.
- Суворов, С.Ф. Методика обучения строевым приемам: учебно- методическое пособие/ С.Ф. Суворов, О.В. Шалагин. – Минск: БГМУ, 2011. – 52с.
- Апакидзе, В.В. Учебно-методическое пособие: Строевая подготовка Методика строевой подготовки / В.В. Апакидзе – Министерство образования Республики Беларусь, БНТУ, 2021
Презентация к уроку
Вернуться в раздел Из опыта работы